Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Секрет - как продлить жизнь мотору до рекордного пробега?

масло мотор

  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
42 ответов в этой теме

#21 Офлайн   คɭค๒คץ

คɭค๒คץ

    без кнопавки!

  • Модератор
  • 3.095 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 11 Октябрь 2017, 13:15

Масло - когда менять масло? 

         Самый насущный вопрос дотошного автолюбителя - когда менять моторное масло? Более сотни лет автомобильной истории, как ни странно, не дают конкретного ответа.

Допустим, нас не интересует период спицованных мотоколясок, а также тихоходных двигателей огромных объемов. С другой стороны, почему бы и не вспомнить об этом - статистика, полученная опытным путем, была бы полезной. Ford-T, например, снабжался рекомендациями по плановой замене масла в течение 1000-1500 км пробега (зима/лето). После 30-х годов прошлого века, в США были распространены и значительно большие интервалы - 3000 миль. А это уже почти 5000 км.

При всем несовершенстве (во всех технических смыслах) тогдашних двигателей, тенденция налицо - чем дальше, тем дольше. Послевоенные европейские моторы наращивали мощность и обороты, теряли (или не приобретали) в объеме картерной заливки, а интервалы только возрастали. На рубежи 80-х годов, все крупные производители вышли с интервалами замены моторного масла в 10-15 тысяч км. Двигатели уже были достаточно мощные и технологичные. Для удобства, я буду рассматривать примеры от BMW.

204155_original.jpg

Типичное руководство по эксплуатации прямо оговаривает нижний предел интервала замены масла по времени - 1-2 года, 10000 км пробега. Верхний предел того времени - 15000 км.
Не хочу чрезмерно подробно разбирать этот вопрос в данном материале - мне нужны только лишь отправные точки. Но упомяну еще и заметно реже встречающийся параметр, который многие производители упоминают лишь косвенно - моточасы. Например, их можно вычислить вот из этой пожелтевшей инструкции:
204381_original.jpg

На момент, когда на рынке присутствовали образцы инженерной технической мысли типа действительно современного мотора BMW M50, интервалы замены составляли 10-15 ткм,
1-2 раза в год. В пересчете на характерные для того времени моточасы, это примерно 200-300 моточасов. Средняя скорость - 50 км/ч.

Почти 80 лет подряд удельная мощность моторов только возрастала, а технологии прогрессировали. Вместе с ними увеличивались и интервалы замены моторного масла.

На самом же деле, даже по формальным признакам, само масло в этот период изменялось 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

. Все "прогрессивные технологии" хлынули на рынок после 90-х.

Все эти ПАО, ШМАО и LowSAPSы с Long-лайфами - тенденции развития, характерные для конца XX века. Несмотря на то, что за 80-лет масло почти ни в чем не изменилось, интервалы замены стали достаточно длительными. Ну или правильнее говоря, их назначили таковыми...

Смотрите: несколько десятилетий полного остуствия развития масла, на фоне реально значимого развития моторов - точка пересечения этих тенденций дает нам фиксацию формального интервала замены масла.

Ну или даже так: я вообще не хочу разбираться в формальных причинах, но если за столько времени все сошлись на 10-15 тысячах и всех все устраивало, то так тому и запишем.

На самом же деле, более бессмысленной глупости, чем в век электроники привязывать сервисный интервал к ПРОБЕГУ, изобрести невозможно. 

Эта диверсия не имеет себе равных в автомобильном мире. Ее результаты известны каждому, кто хотя бы раз видел современный мотор после длительного пробега с "рекомендованным" интервалом замены.

Явление это настолько массовое, насколько вообще может быть массовым явление в автомобильном социуме. И, в отличии от "плохого бензина", действительно актуальное.

Невероятно, но до сих пор все известные мне марки автомобилей прочно "сидят" на межсервисном интервале по километражу. Как и должно происходить в таком искуственном случае, когда его усиленно не замечаешь, интервал "по моточасам" начинает лезть изо всех щелей.

Вместо простого и действенного решения проблемы (а это и есть моточасы), производители начинают "адаптировать" километраж по "нагрузке на двигатель". Это все равно, что при наличии русской клавиатуры упорно печатать транслитом, сначала - руками, после - диктовкой, а после - взглядом, но по-прежнему транслитом.

Не менее интересен вопрос, как именно это делается. Применяются просто демонические виды калькуляции:

1.Через израсходованное топливо. Но расход зависит и от средней скорости, а его "последствия" - от полноты горения. А она - от действительных оборотов. Не многовато зависимостей, как считаете?
2.От средней скорости - а это, на самом деле, и называется "моточасы", только полученные очень сложным способом - это мотчасы наоборот.
3.Время работы на холостом ходу - см. п.2. Это из той же оперы.
4.Количество запусков и прогревов - вообще непонятно, куда отнести и как высчитывать влияние.
5.И так далее - у автомобиля много измеряемых параметров и современный программист-инженер всегда найдет, какой из них использовать.

Странно, что едва ли не десяток параметров используется для чрезвычайно замудренной коррекции. Вежливо назовем ее так. Еще более странно, что алгоритмизация физических параметров старения масла ведется настолько "отбалды", насколько это вообще можно представить. Не существует ни моделей старения масла, ни доказательств прямого влияния на него какого-то конкретного фактора. На существующее неопределенное нечто, неопределенным образом влияет определенное что-то.

Есть только статистика старения - известно, что такие и такие параметры масла изменяются от времени его пребывания в картере, но так как в картер не засунешь лабораторию, то мы возьмем и будем контролировать старение (а на самом деле, только лишь изменение этих параметров, так как сам факт разрушительного "старения" еще нужно доказать!) через косвенную(!) величину изменения диэлектрической проницаемости - кондуктометром.

Лицензируем датчик, добавим его данные и в без того сложную алгоритмизацию и... просто 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 их учитывать!

Короче: берут самую глупую величину, из всех возможных - пробег. А дальше начинают ее "пересчитывать" кто во что горазд, буквально добираясь в Рязань через Киев, зато самыми современными способами. Результат получается, как в том анекдоте, про обманул кондуктора: "взял билет и не поехал".

Есть ли свет в вышеописанном царстве?! Проблески были у "Acura" - те использовали почти что "тупой" счетчик 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 через проценты:
204698_original.jpg

По разным данным, вшиты были как раз-таки "дореформенные" 200-300 моточасов. Логика работы самого устройства понятна: летаешь по трассам, меняешь раз в 10-15 и даже 20 тысяч. Стоишь по пробкам - раза так в два-три чаще. Просто, даже примитивно, но работает!

Но в Сети немало жалоб - типа, как так, почему так часто и так 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

! Люди привыкли к шикарным "европейским" интервалам "Лонг-Лайф" - как объяснить, почему она раз в 6-7 тысяч пробега по городу уже замену масла требует.

Кстати, про европейские интервалы. Как известно, масляные профессионалы так намастырились в высоких технологиях, что еще не так давно публиковали вот такие таблички:
184589_original.png


Отсюда прямо следует, что изобретены не иначе как новые технологии, которые позволят европейским автомобилям менять масло значительно реже.

До какого-то момента, даже указывалось когда именно:
204879_original.png

А вот табличка заметно посвежее, все тот же производитель и все тот же LongLife. Профессионалы конкретно передумали:
вместо более чем 30000 км - снова не более 15000.

205261_original.png

Между датами этих документов почти 10 лет и здесь нет никакой ошибки - очередность публикации правильная. Настоящий LongLife появился (по спецификациям и зашитым сервисным интервалам в реальных автомобилях) примерно в начале 2000-х.

Решите-ка теперь простую систему уравнений:

A>B
A=B.

или

LongLife>15000.
LongLife=15000.

Полный бред, но на самом деле, все правильно. Это логика масляных профессионалов.

LongLife образца 1998 года это "как хотели", а образца 2015 года - как получилось. Осталось только объяснить причины.

Они просты: прогрессивные масляные и двигательные технологии отсутствуют. Понимание роли масла, процесса старения масла - тоже. Их никогда и не было. Масла какими были, такими и оставались, а современные двигатели только увеличили реальную нагрузку на масло (например, температуру). Средние же скорости передвижения только снижались - моточасы еще и увеличивались.

Поэтому, если для "дореформенных" масел 15000 км были еще реальной возможной нормой, то о современные двигатели и реалии их эксплуатации все те же масла просто сломались... Какие уж тут 30 тысяч - 15 бы выстрадать по современному городу.

Напоследок, чтобы закончить вступительную часть, я открою вам великую тайну отличия "простых" масел от супермасел стандарта LongLife, хотя она, на самом деле, очевидна:
205410_original.png

С 2002 года (это год премьеры новой "семерки"), у BMW за эксплуатацией автомобиля следит CBS - "система контроля состояния". Это вроде бы как включает систему адаптивного контроля за состоянием масла. Теперь уже строго синтетического.

В реальности, увеличение интервала с использованием только слабополярных, слабо удерживающих присадочные пакеты, масел, проблему только усугубило. Задумка вида "масла - синтетические, под строгим контролем датчика "состояния масла" - все будет хорошо, старые же легко 15000 выхаживали" - полностью провалилась. Не работает ничего - ни технология, ни масло, ни сама система контроля...

На начало этого года, все европейские "LongLife" и азиатские не "LongLifы" меняют масло с периодичностью 10-15 тысяч километров, как лет 30-50 назад. Причем еще и советуют вдвое сокращать интервал замены(!), при наличии таких странных факторов, как, например, "перевозка прицепа", наряду с нестранными факторами типа "движение в пробке".

Только Toyota, например, рекомендует сокращать с исходных 10.000 км, а ее коллеги из Nissan/Infiniti и Honda/Acura - уже с 15.000! Но последняя устанавливает еще и счетчики моточасов, которые по городу больше 5-7 тысяч отъездить точно не дадут. А BMW, например, начиная с 2015 года, интервалы ТО сократила в 2(!) раза и... по всему миру.

Но все они все еще настойчиво предлагают нам считать интервалы ТО километрами пробега. Допустим.

Именно с этой, скажем так, странностью, мы сейчас и попытаемся разобраться. Только я еще раз вам повторю, что такого бардака как с "интервалами замены масла", пожалуй, нет больше ни в одной автомобильной отрасли. Никакие "высокосернистые" топлива и методики краш-тестов рядом не валялись.

Для начала, я выбрал гарантированно стабильное масло (KroonOil Polytech) и начал наблюдать за его формальными характеристиками на пробеге. До сих пор, достоверный предел личной наблюдательной практики - примерно 15000 км городского пробега. То есть - никаких чудес. Таких пробегов не так уж и мало и вроде бы ничего страшного они не таят.
Единожды, почти что случайно, мне удалось выхватить и 20000 км наблюдение. Про все это я уже говорил 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

.

Какие же сценарии катастрофы по измерямым параметрам предлагают нам масляные профессионалы?!
206051_original.png

1.Увеличение вязкости (Visc)
В одной из предыдущих публикаций, мы подробно 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 этот вопрос. Для доведения масла до желеобразного состояния и гуталинного вида нормальным старением, потребовалось бы даже страшно представить сколько времени. Если вообразить, что вышерассматриваемая минералка стареет именно так, как на вышеприведенных опытах, то с проблемой "вязкости" вы столкнулись бы не ранее, чем через несколько лет после начала эксплуатации, а если ориентироваться на полученные мной лично (на моем автомобиле) данные - к моменту списания автомобиля в утиль.

2.Снижение щелочности (TBN)
Щелочность - показатель забавный. Умозрительно, он характеризует некое истощение моющих средств - самое время менять масло, не так ли. Проблема в одном - уберите щелочность из рассмотрения (а только такие масла делали до начала 30-х) и маслу формально ничего не помешает смазывать двигатель. Совершенно пустые масла, до принятия API SA, позволяли автомобилям двигаться. Думаю (знаю), что не менее успешно и не менее долго, чем современным автомобилям на маслах API SN. И ездили они, не соврать, не менее 3 тысяч миль вообще без всяких моющих присадок. В двух материалах про "

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 масло" и пробег на 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

, я уже проделывал подобный опыт. Никаких видимых последствий для двигателя. Иными словами, никакого внезапного кризиса в момент падения "моющих свойств" до нуля не наступает. Почему бы не поездить еще?! Даже, если двигатель после этого будет грязным - не все ли равно, что там внутри, не так ли?! Если масло остается "товарным", не густеет, не разваливается на желе - пусть не моет. Если разваливается - значит дело не только в "щелочности", или вообще не в ней.

3.Увеличение кислотности (TAN)
Зримый противовес щелочности, в каком-то смысле - обратная сторона этой медали. Инь-янь. Вроде бы(!), увеличение кислотности делает масло кислотным - агрессивным(?). Какие прямые последствия кислотности? Ржавчина в двигателе?! Щелочность может упасть до нуля. Кислотность - всегда медленно растет. Установление ее предела - решаемая задача. Только осталось понять - а в чем ее предел?!

Лабораторные нормы "отбраковки" масел крайне разноречивы и являются средней температурой по больнице:

Увеличение вязкости обычно бракуется с параметрами "+10%" от исходной. Невероятно даже вообразить, чем такое масло "хуже". Масла стандарта SAE40, например, имеют допустимый коридор номинала вязкости 12,3-16,5 сСт. Это что-то там около +35%. Думаю, что даже на конвейере разные партии одного сорта масла смогут иметь бОльшую разницу, чем отбраковочный критерий лабораторий. Предположим, что это параметр косвенного старения - важна не величина, а сам факт увеличения вязкости, бракуемый "заодно" со значимыми. Тогда перейдем к следующему.

Снижение щелочности бракуется относительно: обычно, пределом являются  -80% от номинала. Реже -50%. Прямой вывод - берем масла для корабельных дизелей, или засыпаем в масло товарную щелочную присадку. Чем автоматически (в прямой пропорции) увеличиваем лабораторную ходимость масел. Более того, масла стандарта LongLife-04 - по определнию малощелочные. Однако, почему-то, производитель (масла и двигателя) дополнительно никак не ограничивает интервал их использования! А то смешно было бы - "нелонглайф масла лонглайф". Но лаборатория, очевидно, будет браковать их быстрее. Так что масло с TBN в 11-12 единиц, драматически превосходит любые LowSAPS масла! Скажите, может ли быть отбраковочным относительный критерий? Можно ли сказать, что съедобной считается ягода, размер или количество косточек которой составляют не менее 20% от размера плода? Не превзойдет ли персик съедобность арбуза, а неягода-огурец - вишню?

Хорошо рисовать можно только тем карандашом, длина которого больше пяти сантиметров, иначе это грифель (или мелок) и вам придеться менять хват. Но можно ли говорить, что удобен для рисования карандаш, от которого осталось не менее 20%? Только в случае, если все карандаши - стандартной длины. "Длина" щелочности масел отличается от 2 до 3 раз. И это только товарных! Кроме того, эту длину можно обмануть - в любой момент подсыпать щелочную присадку. И что же - формально претензий к маслу у лаборатории не будет?

Увеличение кислотности - ситуация аналогична. Товарные масла могут быть сравнительно кислыми - в зависимости от содержания кислого компонента. Например - эфиров.
Обычный разлет по кислотности - более двух раз. Скажем, от 1,5 до 3,5 единиц уж точно. Скажите, если учесть обычно указываемый лабораторный порог "бракуемости" в 4-4,5 единицы кислотности, вы какое масло выбираете?!  И за что вы сейчас откинули 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 с показателем почти 3,7 единицы кислотности у свежего продукта! До искомых 4 единиц не хватает всего-то 10%. Сразу сливаем?!

Равенство кислотного и щелочного числа - беспроигрышный лабораторный критерий! Уверяю вас, что ошибиться невозможно. Одно - растет. Второе - снижается. Рано или поздно - "пересекутся". Практика показывает, что это произойдет в ожидаемом большинством автовладельцев диапазоне - 8-10-12 тысяч км и около. Гениальный критерий! Только что, вы доказали, что жидкость единовременно обладает равнощелочными и равнокислыми свойствами. Эдакая масляная нейтраль! Это похоже на стеб, только это реальный лабораторный критерий. Щелочность у типичного, котируемого любителями масляных отработок масла, стартует около 8-9 единиц, после заливки масла в картер, оно перемешивается с остатками неслившегося и терят разом не менее единицы... дальше происходит старение со скоростью примерно единица на пару тысяч км. Примерно тоже самое происходит с кислотным числом. Отлично.

А теперь новый сюрприз - вот 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 масло можно почти сразу сливать. В момент заливки, у него будет почти что равенство. Ишь ты - недешевая вышла "промывка" от Пентосина...

Ладно, еще одна тайна: все лаборатории (кроме тех, которые оккупировали любители) занимаются анализами индустриальной техники. Все нормы там - оттуда и около. Это, как правило, нормы карьерных самосвалов, магистральных тягачей и прочих судовых дизелей. А занимаются, они, напомню, выявлением эксцесов - критических ситуаций. Подробнее об этом - в 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 части. Норм для легкомоторной техники просто не существует. Ни одна BMW, Mercedes и даже Dacia никогда не устанавливали норм по износу, вязкости или кислотности для своих моторов... Фантастика - в тесном сотрудничестве "разрабатывают" специальные масла и допуски для своих моторов, а вот результаты их работы не нормируют вообще. Ну типа как разработал я супербыстрый автомобиль, а максимальная скорость и разгон - да какие получатся, подумаешь... Захотел сделать супербезопасный автомобиль - понатыкал подушек побольше, а уж как, куда и при каких обстоятельствах они раскроются - вообще не мои проблемы.

Теперь переходим от теории к практике, напомню, что же, из числа критических параметров,
было получено мной на пробеге 25000 км:
183939_original.png

а вот, новые данные - уже почти ровно после 30000 км:
206665_original.png

а вот еще через 500 км с установленным свежим фильтром:
206473_original.png

Подойдем к этим параметрам с чисто формальными требованиями лаборатории:

1.К вязкости формальная претензия появилась только лишь на 30-й тысяче пробега. Но это ладно - пустяки.
2.Кислотности у и без того довольно кислого масла, кстати, действительно набралось немало. Заведомо выше отбраковочного критерия.
3.Щелочность же (если есть, с чем сравнивать) в принципе сложно назвать критической - немалые 4 единицы.

Скажите, не забегая вперед, все же, а что не так с этим маслом?! Формально - только высокая кислотность.
Но о чем именно говорит вам лично высокая кислотность и как это (именно кислотность) отражается на двигателе?

Я даже скажу вам, что у многих лабораторий измерение этого параметра не является обязательным.
Он, как бы это сказать, для моторов вообще не нормирован. Нет его.

Вот вам пруфлинк из библии лабораторного анализа от "Noria Corporation", цитирую полностью:

5.2.3 Acid Number (AN). This method is primarily used for non-
crankcase industrial lubricants. The acid number (AN) is a measure of
the acid concentration of the oil. It does not measure acid strength (like
pH). The AN is a titration test method, and results are expressed as the
volume (milligrams) of potassium hydroxide (KOH) required to neu-
tralize the acidic components in one gram of sample oil. The reported
unit is mg KOH/gm of oil. AN can be quantified by either colorimetric
(color change) or potentiometric (electrical voltage change) titration
methods (see Figure 5-9). For dark-colored oils, use the latter method.
Some of the oil’s additives (i.e., anti-rust and anti-wear additives) are
slightly acidic and can produce a rather high initial AN value. Over
time, this value can decrease as additives begin to deplete. As the oil
ages and oxidizes, small amounts of organic acids begin to accumulate
in the oil, causing the AN to increase. The amount of AN increase over
and above the new oil’s baseline is an indication of the degree to which
the oil has degraded (or became contaminated by acids). A high AN
typically indicates the oil’s useful life has expired and it needs to be
changed. For mineral oils and many synthetics, an AN above 4.0 is
highly corrosive, risking attack of metal surfaces. Strong acids can enter
an oil from contamination; these include sulfuric, nitric, hydrochloric,
hydrofluoric and phosphoric. Corrosive damage risk is increased in the
presence of water contamination, which strengthens the corrosive
potential of acids.

Передаю самую суть: параметр вообще "не моторный" и для моторных отработок является не столько и не сколько индикатором коррозивной активности (хорошо, что сами профессионалы это понимают), сколько индикатором формального старения масла. Ну, например, как морщины - индикатор не только старости, но и (у некоторых) индикатор мудрости. Первое почти норма, второе - как повезет. Вот отсюда следует, что высокая кислотность однозначно пропорциональна старению масла, а вот последствия если и обещают, то вообще немало сомнительны для мотора - внутренняя коррозия?!  Много вы видели ржавчины изнутри двигателя?

Масляные профессионалы иной раз прямо визжат, завидев высокую кислотность, которая, к тому же, еще и щелочность превысила. Визжат не меньше, чем наблюдая за "

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

" от Давыдыча. Типа, что тест "трансмиссионный". Кстати - ничего подобного. Не трансмиссионный - откройте ASTM. А вот TAN - чисто трансмиссионный параметр. Цитата выше - тому свидетель. И ничего - вовсю измеряют ее в моторной отработке, да еще и выводы делают. Потрясающе.

Теперь же, закройте кислотность и попробуйте сказать, чем плохо это масло?
Ну или не закрывайте - просто расскажите, а что с ним не так? Мотор все же проржавеет изнутри? Что-то еще? Где можно посмотреть на любую фактологию по этому критерию?
Чем занимались масляные профессионалы отработок последнюю сотню лет?

Настало время серьезно разобраться с этим анализом. Выявленная высокая кислотность не говорит ровным счетом ни о чем, кроме того факта, что масло провело в двигателе достаточно долгое время. Я и не спорю - 30.000 километров и 1000 моточасов (скорость 30 км/ч). Это действительно очень много.

Но я категорически утверждаю, что это масло не просто убито - оно в хлам убито. Более того, это масло уже разрушается и хлопьями опадает в картер.
Какая уж там вязкость и щелочность, с высокой кислотностью...

Откуда мне это известно? Начнем по порядку:


Ближе к пробегу 30000 км, я заметил странность - уровень масла неожиданно и заметно изменился. И это странно. И точно не случайно.

На 25.000 км уровень масла едва отличался от прежде залитого, теперь же уровень был не сильно выше минимума.

Причина оказалась тривиальной - ручьем (а судя по фото - фонтаном) потек масляный стакан:
206848_original.jpg

Потек совсем недавно, потому что потек довольно активно. Вот он, замытый очистителем, всего через 50 км пробега:
207405_original.jpg

Хорошо так, конкретно протек через весь моторный отсек:
207142_original.jpg

На всякий случай обращу внимание - я никогда прежде не доливал моторное масло. И не собираюсь этого делать. Кто-то (и многие) умудряются заниматься "лабораторными"
и иного рода "исследованиями", периодически добавляя(!) свежее масло.

К сожалению, предельный пробег с расходом "в 1 литр" мне в этот раз измерить не удалось, так как наличие течи привело закономерному результату:
после взятия очередной пробы (две пробы 30000 км + 30500 км с новым фильтром)...
208366_original.jpg

...машина почти тут же запросила масло (после замены фильтра оно было на волосок выше минимума).
208514_original.jpg

Думаю, реально расход масла через систему вентиляции картера (больше у исправного двигателя ему идти некуда) составил не более 0,2 л на 25000 км пробега. Это могу почти что гарантировать. Это экспериментально установленные данные - почти что на уровне погрешности измерения. До 25.000 км уровень зримо не менялся (с поправкой на несколько забор пробы). Городской режим со скоростью 30 км/ч - это около 800 моточасов.

Достаем масляный фильтр, который, как видно, изрядно потрепан:
207769_original.jpg

Убеждаемся, что в двигателе что-то, да происходит - в гофрах фильтра полно масляной грязи:
207962_original.jpg


Визуально, с мотора было слито вполне кондиционное "буэшное" масло. Никаких чудес, как в некоторых страшных  кино про нефтяной шлам:
208837_original.jpg

В качестве промывки, я использовал минеральную трансмиссионку "Роснефть":
209085_original.jpg
Обратите внимание и на цвет этого свежего минерального масла - даже со вспышкой, оно мутное, желто-коричневое.
Запах, кстати, выраженно "нефтяной".

Первая короткая промывка закончилась быстро - всего около 2-3 моточасов пробега. Сливаем (пробка примагнитилась к картеру, поэтому
вы можете наблюдать это масло, что называется, "на просвет" - оно выраженно грязное):
209330_original.jpg
Снова заливаем очередные 8 литров масла "Роснефть"...

Второй "промывочный" пробег будет более длительным: примерно 400 км пробега (почти неделя) и обязательная раскосовка.

Кроме того, я решил проверить это минеральное, как вы помните, масло и оно мне не очень понравилось:
209580_original.jpg
не все минеральные масла, как видите, одинаково полезны полярны...

После 400 км пробега, наступает запланированный момент истины: сливаем масло и берем очередную пробу.
209881_original.jpg

Вот что параметрически представляет из себя свежее трансмиссионное масло Роснефть-Кинетик:
210132_original.png

Это почти пустое минеральное масло с ожидаемо "слабым" пакетом "противоизносного" фосфора образца API GL-4.  Никаких чудес.

Но теперь смотрим, что оно "намыло" из раскоксованного двигателя за 400 км пробега, кроме того - это еще и после предварительной промывки:
210211_original.png

Результат ошеломляет: после раскоксовки с перемешиванием и взбалтыванием дряни из поддона в течение всего 400 км, в масле сформировался "фантомный" присадочный
пакет жуткого вида и состава. Такое ощущение, что стряслись залежи отложений и присадочной грязи (там почти 40 грамм сухого веса!), которые накопились за рекордный пробег и даже задолго до него...

Намылось и отскреблось немало бора, которого, как вы знаете, в масле KroonOil почти нет. Чтобы не было иллюзий - посмотрите на щелочное число. Это не моющий пакет мифического неведомого состава - это именно присадочный мусор. Элементы моющего пакета есть - но никакой щелочности нет.

Вязкость, после перемешивания со шламом, увеличилась почти в два раза! Снова смотрим на основательно забитый фильтр (его пробег всего 400 км!):
210608_original.jpg

В его гофрах мы снова видим тонны грязи. И это после двойной промывки.

Масло, вне сомнения, за 30.000 км пробега и 1000 часов работы полностью деградировало и густо запачкало весь мотор. 

Судя же по формальным лабораторным испытаниям - да, его вроде бы пора менять... только по кислотному числу и еще паре невразумительных и неизбежных (от времени) критериев.

Но связи этих "критериев" с реальной практикой не существует даже у масляных профессионалов. А существует ли реальная методика? Существуют ли практически достоверные и измеряемые критерии старения масла? В чем заключается сам механизм старения масла? Обо всем этом - в самое ближайшее время. Самое интересное, важное, просто ошеломляющее продолжение - совсем скоро...

  • 2

#22 Офлайн   คɭค๒คץ

คɭค๒คץ

    без кнопавки!

  • Модератор
  • 3.095 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 11 Октябрь 2017, 14:32

Масло - когда менять масло? Часть II. Пятна.
219646_original.png
               Странная ситуация: я 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 и просто требую факторов количественной оценки его трупа. Лаборатория - самая современная. Оборудование - самое точное. И это не ирония - чистая правда. Ответ получаю как в анекдоте:

-- Петька, приборы?!
-- Триста.
-- Что триста?
-- А что приборы?

Ну или:

-- Кислотность?
-- Семь!
-- Что семь?
-- А что кислотность?

Ну, допустим, кислотность - семь... Семь. Здорово. Что мне с ней делать?! На данный момент, это единственный объективный параметр состояния конкретной масляной отработки, чем она вроде бы принципиально отличатся от многих других, ранее виденных. Но это число не отвечает ни на какие вопросы и не устанавливает никаких причинно-следственных связей - оно просто "семь". По всем остальным критериям состояния масла, это совершенно заурядная отработка. Ни по какому поводу не хочется закричать "карау-у-ул, масло убили".

Что же еще предлагает нам современная научная мысль? И предлагает ли вообще что-нибудь?

Оказывается, предлагает настойчиво и довольно давно. Но отнюдь не современная. Когда масла были большими, а их маркетинг - честным:
b16e0f205e53.jpg

... с начала 40-х годов, используется метод экспресс-оценки состояния масла, под названием "Blotter test".

Метод крайне известный, а по нищебродству отечественного хозяйства, еще и крайне распространенный в наших широтах:
8fd5e74bcd25.png

Суть, пожалуй, примитивна донельзя: капни и жди результата. Метод настолько примитивный, настолько и эффективный в своей доказательности. Ничего более прямого в масляной аналитике просто не существует - анализ масла... по маслу и прямо по маслу.

Знаете ли вы, чем начинает заниматься масляный профессионал, после того, как вдоволь насмеется над прожариванием масла в колбах? Нет, не только перекатывать масло в бутылочках...

Я сам не подозревал, пока не начал готовить материалы к статье. Оказывается, любители стандартов сплошь и поголовно и на полном, разумеется, серьезе занимаются методикой масляного капания - копанием в масляных кляксах.

Только что масляный профессионал был жизнь готов отдать за строгость и непогрешимость стандартов API ASTM, а уже часом спустя, подобно крестившим своих детей партработникам, идет гадать на масляных брызгах. Если думате, что шучу - немедленно проверьте гуглом!
444bee13386e.jpg

Беда в том, господа, что гениальная простота этого теста до сих пор никем и никогда не стандартизировалась и, насколько вижу, строго говоря, вообще толком не изучалась, хотя сложно найти учебник или энциклопедию, где бы про него не было информации типа:

"Blotter Spot Testing. This simple test, also known as paper chro-
matography or radial planar chromatography, is used to examine
soft insoluble suspensions in oil using blotter paper to which a small
aliquot of sample is applied. Varnish and sludge-producing impuri-
ties will form distinct deposits and rings on the blotter paper as the
oil wicks outward in a radial direction by capillary action. These
impurities include carbon insolubles, oxide insolubles, additive
degradation products and glycol contamination.
This is a good field 
and laboratory test and is non-standardized."

Перевод примерно такой: "Что-то там показывает, но никогда не стандартизировался. Сойдет для сельской местности".

Нет, ну конечно же есть исключения, полученные согласно поговорке "когда коту делать нечего...".

Например:
68fd53e7bf29.jpg
Или вот:
63b0383683b2.jpg


Страшно предположить, сколько денег масляные профессионалы просят за такие потрясающие штуки! Но это, полагаю с лихвой искупается количеством проданного. Как здорово, в середе своих, на серьезной научной конференции, заявить нечто типа "Наша лаборатория оснащена самыми современными "Блоттер-тест хроматографами".

Я уже показывал 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 контроля выкипаемости, безжалостные машины выжигания. А теперь перед вами очередной образчик полета мысли масляных инженеров  - хроматографическая машина растекаемости (Dispersancy tester, DT100).

Уверен, что такие замудреные аппараты тоже тянут на целое состояние: собственные капельные пробы создавших их инженеров наверняка уже успели вырасти и пойти в школу, их нужно одевать, обувать и скорее устраивать в свою же лабораторию, где они создадут еще более совершенные агрегаты.

Работает этот прибор по умозрительно ясной методике:
edac9054ec13.png
 


  • 0

#23 Офлайн   คɭค๒คץ

คɭค๒คץ

    без кнопавки!

  • Модератор
  • 3.095 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 11 Октябрь 2017, 15:12

или:
67fffb4a222e.png

Мы назовем ее так: "методика интенсивности растечения". Методика тянет на 20 кг и минимум на столько, же, полагаю, тысяч долларов...

Вы заметили, что я ее как-то обособил. А то все потому, что методика-то отнюдь не уникальная!

Дело в том, что вываривание одного единственного масляного пятна в собственном соку в течение десятилетий(!), привело к миазмам кипящей бесконечной энтропии человеческой глупости.

Так как стандарта-то нет - "методика" у каждого своя.

Кто в лес...
6336672a7818t.jpg

Кто по дрова:
11472c2a6e1d.gif


А кто еще куда-нибудь:
b891aa2f39e6t.jpg

А может быть и вот так:
d7f9f11eebbd.jpg

А также вот так:
95b4fdf77aff.png


Вот так:
f67e616db1b4.jpg

Причины ясны и просты: слишком мало стандартов и слишком много профессионалов.

Разумеется, вы можете возразить: типа, "много не мало"! Или - "ну в общем, это одно и то же, только "по-разному". Или будем искать среднее арифметическое - читаем все, усредняем впечатление и делаем какой-то обобщенный вывод - десятилетиями накопленный опыт не может обмануть!

Какие проблемы выучить слова новой песни в концертном зале, где все конкурсанты поют и разговаривают одновременно!

Отлично, проверим: выше вам представлены все основные существующие методики. Буквально разобъясненные на пальцах. Если кого-то не нашел - не переживайте - достаточно и этого. Нагуглите пару десятков проб и потренеруйтесь в совершенствовании мастерства. Это не лаборатория, не ICP и не титратор со спектрометром. Не сульфирование с сульфатированием - такие методики применяют и даже продают много лет и буквально на каждом углу, снабженные, как видите, подробнейшими комментариями. Это бытовая, реально любительская и простая для понимания методика... Все очень просто - пользуйтесь!

Результаты "применения" ее на практике, в среде обывателей, небывало комичны, правда не только по этой причине. Наши профессионалы также приложили к этому руку.

В СССР, не поверите, существовали целые институты и НИИ, с кандадатами наук, которых хлебом не корми - дай только кандадитскую по капельной пробе защитить, авторское свидетельство с патентом на стену повесить. Представляете патент и авторское свидетельство на каплю масла?! С названием типа "хроматографическая светоскопия продуктов деградации масляной отработки".

Я тоже не представлял, пока не прочел вот это 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

.

Господа Хмелевой, Пасечников и Гурьянов совершенно не зря ели свой хлеб, раз позволяют использовать в ключевых местах "изобретения" обороты типа "При этом считают...".


4ae616456442.jpg

Разрешите убить (самим авторам дай блог здоровья) эту методику одним выстрелом:
ca9f1c025ceft.jpg


Вы все измерили согласно "нафиг.1 показаны"? Теперь берем за 100% свойств единицу и от нее, четко по методике, отнимаем соотношение квадратов измеренных величин.
Все получилось?!

У меня тоже -  эта проба у меня на столе лежит, в оригинале. Прекрасное масло, не так ли?! С потрясающими моюще-диспергирующими свойствами. Это свежее масло почти - тут вы здорово угадали!

Также советую, раз уж вы прочитали вышепредлагаемые методики, оценить "рваность контура", исследовать "топливную корону", обводнение и обгликоливание с загрязненностью.
Скажите, сколько там "воды", "топлива" и антифриза?! Только не ошибитесь!

А вот его реальные "моюще-диспергирующие свойства":

214436_original.png

С водой, топливом и гликолем, уверяю, успех вас постигнет аналогичный (в случае, если вы напророчили нечто отличное от нуля).

А все потому, что это мой брат Майкрофт Холмс пустое трансмиссионное масло из моего двигателя, с пробегом 200 км... Лаборатория аж взвилась от таких цифр у почти прозрачной пробы.) Сливать его из мотора просят срочно - абы чего не случилось. Подделку, говорят, подсунули тебе, капремонт не за горами...

Откуда ж у Гурьянова и ко почти семьдесят лет назад (это ж надо было такое выкопать!) было нечто, для соотнесения "новаторской методики" с реальностью? Глупо даже пытаться укорять группу советских инженеров, которым очень нужно было хоть что-то, да изобрести. Но не менее глупо, сейчас, в XXI веке пытаться эти "достижения" и "патенты" использовать.

А еще более глупо (аналогичным образом, на самом деле) выглядят сейчас попытки усовершенствования и применения этой методики, с 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

.

И сейчас здравая (хотя и очевидная) идея, стараниями виртуальных масляных профессионалов, превратилась в аналог 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

, только умирает в результате, слава блогу, только лишь здравый смысл.

99,9% найденной в сети информации представляет собой публикации одних и тех же (по виду и по сути) капельных проб, с непременным обсуждением очень важных вещей:

1.С какой высоты нужно капать?!
2.При какой температуре масла?!
3.На какую бумагу?
4.А сколько капель?
5.А с какой именно капли брать пробу?
6.А ничего, что "на ветру, потекла, две капли рядом...".
7.Где, как долго и как сушить?
и т.д.

Кстати, от некоторых из этих параметров результат (вышеописанной методики, разумеется) действительно очень зависит.


В результате, рождаются вот такие вот шедевры, венец мысли... вычисленные аж с точностью до сотых:


4e6c775c4e76.jpg
апофеоз:
9180817924fd.jpg

Но это еще не самое смешное.

Самое смешное то, что под такими тщательными (как видите, измеряют десятые доли милиметра и даже используют готовый алгоритм в экселе) вычислениями неизменно стоит один и тот же вопрос: "что скажете про мое масло?!".

Что могут сказать те, кто ничего не знает про то, что сделали те, кто тоже не знает про то, что сделали те, что никому не было нужно?!

Не получившим травмы глаз и сотрясение мозга от фейспалма - особый приз. Обещаю, что к концу статьи, вы станете не просто кандидатом, а сразу доктором наук и членом-корреспондентом капельной пробы.

Тем же, кто сам в жизни уже сделал немало капельных проб, некоторые из которых даже успели пойти в школу, тоже будет сейчас что почитать. Гарантирую.


Начем с самого понятия "капельная проба".

Рассмотрим их поближе:


1)капельная проба жесткой воды, с солями жесткости:
738257f0a8e9.jpg

2)капельная проба чая:
e0b39e0c0c6a.jpg

Снова вода, но поближе и крупно (из моей коллекции водотефлоновых капельных проб):
72051a94dae4.png

Как видим - отложения скапливаются у границы, подобно советским войскам в канун Великой Отечественной.

Не важно, что это: соль в воде, пигменты от чая, кофе...
3b79223ec345.jpg


Или вообще, совсем не чая и не кофе:
97742373476d.jpg

Так как сама конструкция капли изначально объемная, то пигменты и "загрязнения" буквально скатываются из капли к самой границе зоны начала растекания - это гравитация.

Скапливаются они там, как пассажиры третьего класса Титаника на своей палубе - перепрыгнуть свою среду обитания (границу растекания и смачиваемости) и потечь по воздуху не могут. Это обуславливает выраженную контурность результата, после высыхания всей капли.
1a2dfd8780b7.jpg

Но масло - не вода. Оно не испаряется. Оно пропитает бумагу. В самом простом случае, от свежего масла вы получите пустое жирное пятно, как на оберточной бумаге, примерно такое же, как от сливочного масла.
eddeb0240e46.jpg
Вот такое:


fbba1b22a264t.jpg

Если вы очень хорошо присмотритесь (или купите CRT монитор), то заметите, что у даже у совершенно чистого пятна масла Xenum WRX есть очерченное ядро. И в этом ядре "растворены" элементы присадок. И они тоже "скапливаются на границе", формируя тончайший едва заметный контур, потому что формирование внешнего пятна заметно более длительное - оно может растекаться "пропитыванием" соседних слоев и сохнуть несколько часов. Это пятно от свежего, самого текучего масляного компонента, будет заметно у любой масляной отработки в виде бледной внешней короны. Гравитация и трение не даст мелким частичкам присадок распространиться столь же далеко...

Эти туристы тоже осядут сразу у подножия горы, но не у границы всего курорта...
6dbb5f3c974e.jpg

Теперь же рассмотрим пробы отработок хорошо известного нам класса "чтоскажетепромоемасло", которые так любят анализировать масляные профессионалы:

Сначала смотрим на пробу малого пробега (1-100 моточасов):
6ef3f517f976t.jpg

Затем, заметно пигментированная проба от среднего пробега (150-250 моточасов):
e81ddfb4ef36t.jpg

Теперь уже сильно пигментированная проба, от условно большого пробега в 500 моточасов - таких проб, по понятным причинам,
в Сети заметно меньше (и что сними делать вообще никто не знает, даже Гурьянов):


10f15a216b5at.jpg

Так и грозовое небо наливается мрачным пигментом перед грозой... Еще не льет, но вот-вот бабахнет:
889da7fff585.jpg

А вот уже и бабахнуло (около 1000 моточасов) и маслу пришел всепоглощающий каюк:
68f85b98c9f0t.jpg

Ну что, как там с "изобретениями" и патентами от Хмелевого и Гурьянова? Как у этого масла, с "диспергирующими" свойствами?

Вы правы - все еще очень неплохо:
3aaa205882c4.png


Хотите залить такое в двигатель? Обращайтесь!

Таких проб в сети единицы, а в относительно нормальном качестве - две, или одна.

Ему так плохо, что оно плачет:
8388fcd5d958t.jpg

Центральное "пятно" у таких проб - плохосохнущий клееподобный лак, вот аналогичная проба, но сделанная парой капель после недели сушки:
887eab3fb3c5.png
7ff01a6bc5bft.jpg

Время отлистать эту часть статьи примерно на середину и самому себе ответить на вопрос: кто из "методологов" капельных проб вообще понимает,
чем занимается.

И от меня еще вопрос задайте - какова связь этих результатов с лабораторными анализами. Где тут "кислотность", или "щелочность", а где можно рассмотреть "элементы присадок".
Нужны ли они тут, или все и так понятно?

Действительно, среди вышеперечисленных есть простые и понятные каталоги "пятен", по которым можно попытаться понять, что же происходит с маслом.

Их меньше - буквально пара иллюстраций, но созданы они теми, кто не только освоил фотошоп:


  • 2

#24 Офлайн   Pro100

Pro100

    Администратор

  • Администратор
  • 3.807 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 11 Октябрь 2017, 15:20

Серега, ты маньяк!


  • 0

#25 Офлайн   คɭค๒คץ

คɭค๒คץ

    без кнопавки!

  • Модератор
  • 3.095 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 11 Октябрь 2017, 15:24

6430f73b46cft.jpg

Ничего не напоминает? Скажите, достаточно ли этих картинок, чтобы:

 


а)найти что-то конкретное среди моих примеров;
б)понять, что масло точно пора менять?
в)посмеяться над "контрастными зонами диффузии", "обводнением", "топливной короной" и прочими бессмысленными интерпретациями?

Вот сохраните только картинку с четыремя пятнышками и этого абсолютно достаточно для 99,9% пользователей этого нехитрого, но действенного метода.

Но масляные профессионалы (настоящие) неугомонны. Они пытаются слепить информативный гибрид:
52a6643c23f3.jpg

Чтобы сделать потрясающие выводы:

Про данные ICP у меня нет никаких сомнений, там действительно есть эти граммы мелкой пыли и стружки. Вот только лепить металлическую пудру в каплю(!) масла совершенно бессмысленно - В ЭТИХ КАПЛЯХ ЕЕ НЕ ВИДНО.

Мичуринская гибридизация состояния масла по капельной пробе и продуктов загрязнения из лаборатории, это выдающийся масляный оксюморон. Пять грамм(!) присадочного пакета в килограмме масла формируют на свежей капельной пробе едва заметный, с трудом различимый ободок. Масляный профессионал же (первоя фото - с "Machinery Lubrication" - из научного издания!) тычет стрелочкой в круг полученный из милиграмма масла и утверждает, что густо пигментированная "посевная" зона масла имеет какое-то отношение к 0,0009-0,06 г загрязнений!

Что же пигментирует масляные пятна и взрывает масляную отработку?! Какого пятна еще не хватает?! О чем еще может рассказать капля масла? Хорошо ли смазывает убитое масло? Когда же, блин, все же его менять? А также, как капельная проба почти довела американского президента до импичмента и многое другое. Все это вы прочтете в самой интересной и информативной части статьи на тему "когда менять моторное масло".


  • 1

#26 Офлайн   คɭค๒คץ

คɭค๒คץ

    без кнопавки!

  • Модератор
  • 3.095 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 12 Октябрь 2017, 15:10

Когда менять масло. Часть III. Точка.

5c3794c39715.png

Вот экспериментально полученная мной шкала т.н. "старения масляной отработки по капельной пробе". Это не фотошоп и не сборная солянка - все пробы реальные, последовательны по пробегу и взяты с настоящих современных моторов. Думаю, что даже совсем неподготовленному читателю возможно самостоятельно определить, где тут масло "свежее", где "работавшее", где "требует замены", а где уже его менять откровенно поздно... Вроде бы все, но не хватает еще одного редкого, но эффектного "масляного состояния" - эдакой масляной точки... некоторые ее видели, но "живых" проб такого типа в Сети нет вообще...

d3c62a94288et.jpg4bc24d8cc095t.jpg5a367f85f402t.jpg0f8d418e2e5bt.jpg77b98aaec935t.jpg

Попробуем ее найти и еще раз рассмотрим вышеприведенные масляные состояния. Очевидно, что существенные отличия (если не рассматривать надуманные признаки), заключаются

а)в цветовой насыщенности
б)в форме закраин пятна


1.Первый уровень - условный фундамент, подложка - своеобразный масляный грунт - бледное, почти что прозрачное пятно - это свежее масло.
Фундамент растекается легче и дальше всего от центра капли.

2.Второй уровень - это сама постройка, основа картины, некий пигмент, который постепенно наш пейзаж "насыщает".
Он растекается медленнее, почти до края и создает саму масляную композицию.

3.Третий уровень - крыша. С крышей сложнее всего. Где-то - контуром, а где-то - почти сплошное пятно.
Растекается плохо.

c60a52cc5803t.jpg

В случае свежего масла, внутренний контур сформируют только задержавшиеся по периметру первой капли частички пигментации.

До того как растечься, они задержатся там дольше всего. Это как бы контур первоначальной капли:

6a6b9a1a7adb.png


Конечно, наблюдающим такую картину первый раз, или имеющим некоторые методические предубеждения, трудно отвлечься от этого центрального пятнышка. Уж слишком оно характерно расплывается, чтобы совсем его игнорировать. Возникает, как вы видели, соблазн создавать многочисленные прогрессивные информативные методики на его базе.

Это рождает многочисленные вопросы типа "как, с какой высоты, какой каплей капать и как сушить". Но реальный информативный результат вообще не зависит от способа нанесения капель.

Вот масляные брызги, полученные отработкой с пробегом 30000 км (около 1000 моточасов) и засушенные под углом к горизонтали:

b23806037bd8.jpg

Найдите значимые отличия от обычной формы растекания капли. Их нет - все та же "насыщенность", все те же "рваные края". А больше нам ничего и не потребуется.

Разберемся, что же такое эта пигментация и что же окрашивает "капельную масляную пробу"?!

Сначала разрежем и раскатаем масляный фильтр после 30.000 км пробега и посмотрим, что же собралось в гофрах. На фото только небольшая его часть. Видно, что все грядки основательно забиты (из-за этого загрязнения и увеличения сопротивления масляному потоку, у меня даже потекла прокладка масляного стакана - полагаю, среднее давление на холостых поднялось выше, к минимуму давления открытия перепускного клапана - 2,5 атм!):

ea6aa74076d4.png


a62288eafd85.jpg

bef538f71b20t.jpg113e88489d8f.jpg

a55f80352391.jpg

Запомним: в лучшем случае, фильтр задерживает частицы размером не мельче 10-20 мкм.
Все остальное пролетает со свистом и плавает в масле - посмотрите на окна фильтрующей шторы. В общем-то, это индустриальный стандарт - фильтровать только десятки мкм.

Время заняться результатами капельной пробы пристальнее.

Вот так выглядит загрязние пробы на очень малом пробеге, она лишена краевой зоны - свободно растекается (без "рваных закраин"), поэтому рассматриваем
только центральное кольцо и его пигментирование - оно едва загрязненное, цвет рыжий, с мелкими черными вкраплениями:


c5029fe2f2f7t.jpg

А вот проба с пробегом около 10.000 км, центральное кольцо уже выражено пигментировано чем-то черным:

a01f770f7714t.jpg

А вот и сформировались границы зоны растекания - все тот же темный пигмент:

a4d3bd5dd47dt.jpg

Проба условных 20000 км пробега, более насыщенная темно-рыжая пигментация с "горелой" границей зоны растекания:

7db6ae4c7f47t.jpg

Проба 30000 км пробега: на бледно-желтой масляной подложке - сплошные черные прожилки - при нормальном баласе белого, это придает пробе

выражено коричневый оттенок:

7135272ee7ect.jpg

Края зоны растекания уже "сильно рваные":

a5bdafb0e0f0t.jpg


Вопрос: можно ли увидеть всю эту черноту в "концентрированном" виде? Собрать воедино и рассмотреть? Разумеется можно, если знать как. Не лезвием же скрести же ее, правда...

Вот такие капельные пробы многими (но не всеми) методологами предлагаются как "убитое масло" и, что не менее странно, иногда как единственный вариант(?)
"убитого масла". Внешне они напоминают "масляную точку". Его-то остро не хватает в череде проб в начале статьи... такие пробы неспроста называются "перегретым маслом", что
многими читателями будет восприниматься как перегрев двигателя в полном объеме, или кипятильник в картере... Это совершенно не так, но об этом позже.

1.Вот "черный пигмент" собранный из "свежего масла"

7326a8b8cbb1.jpg

2.Чернота собранная из масла с пробегом 20000 км...

e80cc902c809.jpg

Рассмотрим центры проб крупнее:

c72642794a33t.jpg


9af03c9ba0dft.jpg

Вуаля - весь темный пигмент собран воедино. Магия. Перед вами "крыша" (третий уровень) пробы в чистом виде - нерастекающееся "пятно". Наверное, обладатели авторских свидетельств склонны называть это пятно зоной "загрязнения". Пускай так... Кто бы спорил - это загрязнения, вопрос в том, что это вообще за загрязнения. Не частицы же металла и песка, как они нам обещают?

В общем, пора бы назвать имя "загрязнителя" масла своим именем...

Это плохой бензин. Точнее - не совсем он - продукты его горения.

Для этого вспомним, как он вообще горит:

c80d5146d160.jpg

 

А вот так горит пропан-бутан, например - почувствуйте разницу!


Вот что происходит со свечкой, когда автомобиль долго работает на богатых смесях:

12ec1fec42bet.jpg

Продукты горения проникают в моторное масло через поршневые кольца и постепенно насыщают масло...

Такая сатурация не безгранична. В какой-то момент, она становится критической, масло перестает эту копоть в своем объеме удерживать и масло "взрывается" - шлам начинает ссыпаться из него хлопьями. Докажем это.

Если в масле присутствует посторонний, неустойчивый в объеме наполнитель, то я гарантирую™, что его запросто можно свалить крекингом. Предположим, что при кипении все "лишнее" загрязнее, накопившееся в масляной основе, просто выпадет.

Берем масляные отработки...

Пробег 10000 км:

74ed25d6dd78t.jpg

Результат внутри колбы и дно (максимум подводимой температуры) на просвет:

1be5733599a9t.jpg0ebaebae4bc3t.jpg

Пробег 20000 км:

b1f434be323dt.jpg


  • 1

#27 Офлайн   คɭค๒คץ

คɭค๒คץ

    без кнопавки!

  • Модератор
  • 3.095 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 12 Октябрь 2017, 15:50

ea65bcc12f1dt.jpg0e1e6346cea8.jpgПробег 30000 км:

87897f99f42bt.jpg

Колба потому выглядит такой "чистой", что практически все ее содержимое "свалилось" в осадок, он плохо кипит,

поэтому копоти на стенках было меньше, зато внутри нет живого места от шлама:

21da00c57393t.jpg42bd73ab6d80t.jpg


Пластилиноподобный шлам не растекается из середины капельной пробы. Капельная проба "с точкой" - это шлам в двигателе. Перегретая масляная отработка легко выделяет из своего объема шлам, но накапать такую прямо "со щупа" у вас не получится, потому что шлам на фоне шлама, это как горка мусора на городской свалке. Кроме того, основной шлам давно валяется в картере, а только он может дать столь устойчивый пигмент. Так что на пробе умершего масла взвешенным шламом будет только очерчено центральное пятно:


5740eb4fb305t.jpg


Чтобы получить "масляное пятно в центре" прямо из мотора, необходимо сначала умершее масло слить, залить свежее и хорошенько в нем весь этот шламперемешать, пока он еще достаточно подвижен. Вот когда вы проедете 100-200 км, уже можно пробовать капать. Пластилиноподобный шлам в свежем масле не удерживается, поэтому такие пробы теперь можно получить и естественным путем:


4205a55e7442.png


Далее, можно хоть брызгать таким маслом во все стороны, сушить пробы вертикально, или даже поливать холст из брандспойта, а шлам всегда будет в центре таких проб - пластилин течет очень плохо. Не повторяйте чужих ошибок - это не "перегретое масло", это масло со шламом. Видите такую пробу - в двигателе плавают куски шлама. Очень часто происходят случаи, когда спустя буквально пару часов от заливки свежего, вы почти сразу сливаете (или наблюдаете) очень грязное масло. Если это действительно так, в двигателе скорее всего шлам, который теперь растворился в масле. Удостовериться в этом можно, экспериментируя с масляными каплями, как на фото выше.


e3f3349c3be4.png


Теперь я сделаю еще одну рационализацию метода капельной пробы. Я просил забыть про все лишнее, и даже про пятно в центре - вы смотрели на пигмент и форму закраины.
Теперь забываем и про пигмент - это тоже лишнее. Пигмент оставим другой половине человечества:


f7103ac56df2.jpg


Закраина формируется сгустками шлама - чем более рваная и контрастная форма края масляного пятна, тем больше в нем растворено продуктов горения,
тем хуже состояние масла.

Сомнения? Посмотрите еще раз и сравните:


cfbb6992322et.jpg9e45cd513b1dt.jpg

У полностью исправного, работающего масла, никакой заметной закраины быть не может - нефтяные сгустки до периметра просто не дотекают. Заметил рваную грань у пробы - масло начало стареть. 

Грустно подумать, что метод капельной пробы используют вот уже более 70 лет(!), Нобелевскую премию за 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 вручили, а прикладное использование ее в нашем случае вообще в полубессознательной фазе находится. Все превратилось в гадания по масляным кляксам, измерение диаметров окружностей и прочее инновационное скоморошничание с мракобесием...

Подписи на распространенных существующих и, к тому же, еще и разных шкалах мало того, что противоречивы, так еще и уместны не более, чем таблички "не кормить" в палеонтологическом музее. Рваные грани масляного пятна если и детектируются, то списываются на абсурдные "обводнения" масляной пробы и прочие "топливные короны".

Единственно верная и полезная нам причина рваных краев в этой методике - горелые нефтяные сгустки - потенциальный масляный шлам, который вы еще и в моторе сможете обнаружить, если дождетесь. Другой нет. Чем сильнее зазубряются края, чем более распушена бахрома - тем шлама больше и маслу - хуже.

А теперь мы переходим к более серьезным лабораторным испытаниям.

Количественная оценка образовавшегося углеродного осадка могла бы производиться путем взвешивания. Допустим. Однако сравнимость проб в условно
стабильном состоянии была бы крайне затруднена - такие пробы не формируют значимого донного осадка, а большая часть образовавшейся копоти содержит жидкую масляную фазу, от которой, разумеется, вполне можно было бы избавиться. Но в этом случае, взвешивание упирается в точность начально сдозированного образца и даже точный вес конкретной колбы. Это абсоютная, но муторная и не очень внятная, как я считаю, метода оценки.

Я опирался на предположение, что шламоудерживающие способности масла должны быть пропорциональны измеримым лабораторным параметрам. Самый обширный и точно измеряемый количественный компонент минерального состава масла - присадочный пакет. У 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

 он прекрасно растворим в объеме и стабилен во времени и при подведении температуры. Если масло осыпается, то пропорция шлам/присадки должна быть репрезентативной. Таким косвенным, но достаточно точным методом и следует оценивать и удержание маслом продуктов горения смеси. Смотрите - в обычных маслах содержится от 4000 до 6000 ppm минерального компонента, при точности лабораторного детектирования плюс/минус 2-3 ppm. Из этого следует, что его изменение может быть крайне точно характеризуемо и измеримо.

Посмотрим, что получилось для вышерассмотреных масляных проб:


b0d6166cb6a3t.jpg


fc417b0380bct.jpg


b14687953f4ft.jpg


Все просто и логично - больше пробег, больше грязи, хуже процентное удержание загрязнений в объеме масла.

569db3d1cd32.png

Теперь сравним образцы свежего масла и этого же масла с пробегом 30.000 км на спектроанализаторе:

7ae23361a09c.jpg


Сам процесс автоматизирован:


Оцениваем окисленность и нитрование по стандартной методике. Формально цифры в этом стандарте ни о чем конкретном нам не говорят, но факт сравнительно высокого нитрования свидетельствует о том, что масло серьезно загрязнено продуктами горения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

.

095721b2a6ec.pngСмотрим на спектры, где выделены характеристические пики окисленности и нитрования:

fa5e3d1d6493.png


e0fb495f2520.gif


Тест "прожарки", как уже давно известно всем, кроме разве что компании 

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

, ничего не значит.

Самое время взять несколько музейных образцов нефтяного шлама от разных моторов:

Трубку дренажа турбин:


8ae8059c343dt.jpg

Крышку ГБЦ:

94121efdbd88.jpg


Cубстанцию со дна колбы:

ccafe619a5bet.jpg


Экстрагировать эти пробы (чуть язык не сломал) в лаборатории:

810ac9bc098c.jpg


Собрать результаты на стеклянную пластинку...

ab8c70d655a0.jpg


Вот эта же область спектра, но уже для шлама (три вида - с трубки, крышки и выделенного крекингом из колбы):

a339e709251a.png


Это почти сплошные "седла" с характеристическими пиками поглощения ок. 1610 (нитрование) /1720 (окисленность). Чему бы там еще быть, правда?!
Окислитель топлива - воздух. А это почти что только азот с кислородом. И вот тут уже имеем право утверждать:

Шлам в чистом виде - мощный концентрат продуктов окисления, который вываливатся из масла - сублимированная горелая копоть (сажа).



Ну и последний вопрос: требовалось исследовать вопросы износа, который должен быть крайне специфичен для такого пробега (и состояния масла!).
С учетом богатой базы данных, собранной по многим моторам, я предлагаю вот такой график, построенный по обобщенным данным за много лет наблюдений.

Я беру самый критический индикатор трения - пару кулачок-толкатель и "накрошенное" ими железо, как правило, это 50% всего износа по индикаторным металлам.


Вот смотрите, что обычно получается:

1.Малые пробеги - до 10.000 км, износ невелик, как правило это медленно растущие десятки ppm. Допустим, 10-30.

2.Средние пробеги - до 15000 тысяч км, износ накапливается до сотни ppm и является (может являться) поводом для отбраковки
по лабораторной норме (это 100-150 ppm). Считаем, что здесь масло еще работает, но с заметной потерей свойств.

3.Пробеги свыше 20000 км, ранее мной достоверно не измерялись, поэтому я взял за базу 100 ppm износа, полученные на пробеге 25000 ткм, и сравнил с полученными
на пробеге 30000 км 150 ppm! Такая разница очень далеко от всех статистических и методологических погрешностей. Это +50% за 5000 км! Это фантастический нелинейный результат "привеса" металлической стружки. .

Отсюда делаю важный вывод - "лопнувшее" масло нормально уже не смазывает. Никаких сомнений, что дальнейший износ будет высоким.


bd6125a89c2a.png



  • 1

#28 Офлайн   КОД

КОД

    Ездит на красный

  • Член клуба
  • 861 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 13 Октябрь 2017, 09:36

ОТЦЕ тебе торкнуло!!!!! Вау ... стільки букаф накопистив часу потратив... аяяй ..маладса


  • 0

#29 Офлайн   valerich

valerich

    Гонщик

  • Супер-модератор
  • 2.484 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 13 Октябрь 2017, 11:26

Я даже картинки не смог все посмотреть - устал. А буквы читать, вообще, пипендра.


  • 1

#30 Офлайн   DENGEL

DENGEL

    Водитель со стажем

  • Член клуба
  • 652 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 17 Октябрь 2017, 15:39

Прочитал)


  • 0

#31 Офлайн   victor

victor

    Вечно не довольный.

  • Член клуба
  • 759 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 17 Октябрь 2017, 18:05

А, резюме у этой библиотеки будет?


  • 0

#32 Офлайн   valerich

valerich

    Гонщик

  • Супер-модератор
  • 2.484 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 17 Октябрь 2017, 18:26

ИМХО, резюме каждый сам себе буратинит


  • 0

#33 Офлайн   คɭค๒คץ

คɭค๒คץ

    без кнопавки!

  • Модератор
  • 3.095 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 17 Октябрь 2017, 19:51

victor,

для тех, кто "Войну и мир" учил по хрестоматии

bd6125a89c2a.png 

а буратинаторы- таки да

valerich,

полюбому  каждый для себя сам решает


  • 0

#34 Офлайн   victor

victor

    Вечно не довольный.

  • Член клуба
  • 759 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 17 Октябрь 2017, 20:46

,

На той картинке сверху автор написал какую авту он юзает. Так вот точно на такой авте я катался 7 лет и столько-же лет сидел на бмв клубе и все эти картинки для меня настолько анахронизм, что и вспоминать не хочу. Интервал 7 тыс.Motul 8100 X-Cess 5W-40 и мотор V8 блестел як фаберже.)


  • 0

#35 Офлайн   คɭค๒คץ

คɭค๒คץ

    без кнопавки!

  • Модератор
  • 3.095 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 17 Октябрь 2017, 21:27

victor,каждый волен по своему разумению решать, какой интервал замены предпочтителен

я лишь попытался донести мысль хоть и чужую, но верную 

на этом прения закрываю


  • 0

#36 Офлайн   valerich

valerich

    Гонщик

  • Супер-модератор
  • 2.484 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 18 Октябрь 2017, 09:35

Итак, как я понял(кОртинки не досмотрел) меняем масло на 7-8 тык, да? А лучше 2-3 тык :)


  • 0

#37 Офлайн   DENGEL

DENGEL

    Водитель со стажем

  • Член клуба
  • 652 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 18 Октябрь 2017, 09:44

Скажем так, чем чаще тем лучше, а там уже по карману смотреть.


  • 1

#38 Офлайн   userAx

userAx

    Уже почти профи

  • Член клуба
  • 1.593 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 18 Октябрь 2017, 11:13

Скажем так, чем чаще тем лучше

Универсальный принцип, не только к маслу применяется :)


  • 0

#39 Офлайн   คɭค๒คץ

คɭค๒คץ

    без кнопавки!

  • Модератор
  • 3.095 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 18 Октябрь 2017, 15:56

"золотое окно" 6-7 тык более- в том случае, если не планируем ездить на этой машине долго


  • 0

#40 Офлайн   Pro100

Pro100

    Администратор

  • Администратор
  • 3.807 сообщений
Гараж Перейти в гараж

Опубликовано 18 Октябрь 2017, 17:05

А если планируем?


  • 0





Темы с аналогичными тегами (одним или более): масло, мотор